В настоящее время мошенники дополняют и совершенствуют методы психологического воздействия для обмана граждан. Основная цель таких мошеннических действий – получение Ваших денежных средств и склонение Вас к совершению противоправных действий.
Чтобы наладить контакт, мошенники обращаются к Вам по имени и отчеству, повторяют их в ходе разговора. Они говорят вежливо, спокойно и уверенно. Если Вы дадите злоумышленникам дополнительную информацию о себе (например, скажете, что вы — пенсионер), они непременно ей воспользуются. Могут ответить, что именно поэтому они беспокоятся о Ваших сбережениях, ведь понятно, что для Вас они имеют большую ценность.
Так, сейчас мошенниками применяются следующие сценарии:
– «звонок из поликлиники» о необходимости замены бумажной медицинской карты на электронную, необходимости записи на флюорографию, либо прохождение диспансеризации;
– «звонок от оператора мобильной связи» об окончании срока действия договора и необходимости его продления;
– «звонок из Пенсионного фонда», «Фонда социального обеспечения» о необходимости проверки данных для получения выплат;
– «звонок из налоговой инспекции» о необходимости сверки данных, неуплате налогов;
– «звонок из Службы безопасности банка» о подтверждении изменения номера телефона, либо о якобы имеющейся заявке на оформление кредита;
– «звонок из «Почты России» об имеющемся письме на Ваше имя из налоговой инспекции, либо др. государственных органов и необходимости уточнения адреса, по которому доставить письмо;
– «звонок работника Госуслуг» о взломе Вашей учетной записи, попытке взлома, либо подтверждении заявки на изменение номера телефона;
– «звонок от организаторов рекламных акций, лотерей, конкурсов» и т.д. о выигрыше;
– «звонок из ЖКХ или управляющей компании» о замене счетчиков, ключей от домофона, оценке деятельности управляющей компании и т.д.
Телефонные мошенники часто представляются сотрудниками внушающих доверие организаций: ФСБ, МВД, Прокуратуры, Следственного комитета, Центрального Банка, Службы безопасности банка, Росфинмониторинга и иных государственных органов. Для большей убедительности они называют себя по имени, отчеству и фамилии, а их должность звучит не иначе как «главный специалист» или «майор».
Целью таких звонков является получение от Вас номера СНИЛС, кода из СМС, либо включение демонстрации экрана.
Если Вы в процессе таких звонков передадите номер СНИЛС, код из СМС, либо включите демонстрацию экрана, мошенники получат доступ к Вашему личному кабинету Госуслуги и ко всей личной информации, в т.ч. возможности оформления на Ваше имя займов в микрофинансовых организациях.
После взлома Вашего личного кабинета Госуслуг Вам могут начать звонить от лица ФСБ, Прокуратуры, Центрального Банка, МВД или Росфинмониторинга и пытаться запугать — якобы предыдущий звонок был от мошенников, которые взломали Госуслуги и теперь пытаются украсть деньги с банковского счета.
Мошенники активно продолжают использовать сценарий «родственник попал в беду» (болезнь, ДТП, либо задержание сотрудниками полиции и обвинении в совершении того или иного преступления (хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство).
Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку.
На данном этапе мошенники играют на базовом страхе человека: страхе потери. Когда вам говорят, что кто-то пытается украсть деньги с вашего счёта или сообщают, что ваш близкий человек попал в беду, вы нервничаете и теряете способность мыслить рационально. В последнее время к страху потери добавился страх преследования — мошенники заявляют, что деньги с вашего счета переводятся украинской армии, и вас могут обвинить в госизмене.
После того, как Вы попались на крючок, задача мошенника — не оставить Вам возможности обдумать ситуацию. Злоумышленник берёт инициативу в свои руки: задаёт короткие вопросы, торопит, не даёт сосредоточиться, запрещает советоваться с родственниками или друзьями.
Если вы колеблетесь — мошенники переходят к запугиванию. Например, говорят, что ни в коем случае нельзя класть трубку, иначе ваши деньги уйдут на другой счёт (казалось бы, какая связь?) или ваш попавший в передрягу родственник окажется в тюрьме. Представившись сотрудниками ФСБ или полиции, они угрожают уголовной ответственностью за отказ от сотрудничества с правоохранительными органами. Цель запугивания та же — не дать собраться с мыслями.
Если мошенникам все-таки удалось обмануть Вас и получить данные от Госуслуг, либо заставить Вас совершить денежный перевод, далее они будут стараться убедить Вас в том, что деньги можно вернуть, НО для этого необходимо выполнить задание, например, перевести все имеющиеся денежные средства на «безопасный счет», либо «задекларировать» все имеющиеся денежные средства и ценности путем передачи их курьеру. Знайте, что своих денег и ценностей обратно Вы не получите.
Также, якобы для возврата денежных средств (избежания ответственности за «перевод денег в армию Украины»), Вам могут предложить (в том числе, якобы участвуя в секретной операции по поимке преступников):
– поджечь или вывести из строя коммуникационное оборудование (релейные шкафы на железной дороге, коммутаторы), автомашины и т.п.;
– изготовить, либо получить в указанном месте бутылку с зажигательной смесью и бросить ее в государственные здания, банки и т.д.;
– получить в условном месте какой-либо предмет и подложить его в указанное место;
– прислать фотографии военных или иных объектов, фотографии и планы цехов, фото станков и оборудования;
– передать списки работников, их адреса, телефоны, номера автомашин и иные персональные данные;
– нарушить технологический процесс на предприятии (вывести из строя оборудование, обесточить, нарушить состав смеси, подменить компоненты и т.д.);
– поджечь банкомат, либо устроить ограбление банка с муляжом взрывного устройства, либо муляжом оружия.
Предлагаемые Вам такие действия являются преступными и за них предусмотрена уголовная ответственность, в т.ч. связанная с длительными сроками лишения свободы.
ПОМНИТЕ:
– сотрудники ФСБ, МВД, Следственного Комитета, Росфинмониторинга, Банков НИКОГДА НЕ СВЯЗЫВАЮТСЯ ПО МЕССЕНДЖЕРАМ И НЕ ЗВОНЯТ ГРАЖДАНАМ НАПРЯМУЮ;
– телефонные угрозы привлечения к уголовной ответственности в случае отказа сотрудничать не имеют юридической силы – Вас пытаются заставить совершить преступление;
– не включайте демонстрацию экрана при разговоре с неизвестными лицами, кем бы они не представлялись – так злоумышленник увидит код из СМС, даже если Вы его не назовете;
– не переходите по ссылкам, полученным от неизвестных отправителей – на телефон может загрузиться вирус, с помощью которого мошенники получат доступ к личному кабинету Банка, Госуслугам.
Одним из новых видов мошенничества являются поступающие сообщения/звонки якобы от директора/руководителя, при этом, на экране смартфона может отображаться его реальная фотография, либо созданное искусственным интеллектом видеоизображение.
Кроме того, мошенники стали создавать поддельные рабочие чаты. Так, работник получает приглашение в групповой чат в мессенджере с названием его организации или отдела. В чате присутствуют аккаунты якобы коллег и руководителя. Далее поступает указание от «руководства», с помощью которого выманивается код, который приходит в смс. Также может поступить указание от «руководства» остановить, либо скорректировать какой-либо производственный процесс, начать общаться с человеком, который якобы должен перезвонить.
Чтобы сохранить свои денежные средства и не совершить противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность:
– не передавайте пароли и смс от Госуслуг ни под каким предлогом – мошенники получат доступ ко всем Вашим данным;
– не сообщайте никому, даже работникам Банка данные карты, ПИН-код и CVV – денежные средства с карты будут похищены;
– не переводите денежные средства на «безопасный счет» – вы потеряете деньги;
– при разговоре с незнакомыми не включайте демонстрацию экрана – злоумышленник увидит смс на экране смартфона;
– не выполняйте указания руководителя, не убедившись, что именно от него оно поступило;
– если Вы уже попались в ловушку к мошенникам, ни в коем случае не выполняйте их задания, а обратитесь в полицию и к своему руководству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Теперь, когда Вы знаете, какие приёмы воздействия используют мошенники, Вам будет проще им противостоять. Запомните самое главное:
– прежде чем выполнять любые указания, полученные по телефону, возьмите паузу, сделайте три глубоких вдоха-выдоха, позвоните близким людям и обсудите с ними сложившуюся ситуацию;
– если Вам звонят от имени вашего родственника или знакомого и просят перевести деньги, свяжитесь с ним лично. Даже если он не подходит к телефону — это ещё не повод немедленно переводить деньги. Подождите, пока он перезвонит, или разыщите его через общих знакомых;
– вы никогда не можете быть уверены в том, что позвонивший вам человек — именно тот, кем представляется, даже если при видеозвонке Вы видите человека в форменной одежде правоохранительных органов. Если Вам поступил подозрительный звонок, положите трубку;
– ни банки, ни ФСБ, ни полиция, ни другие организации не решают вопросы по телефону, особенно в срочном порядке. Даже если Вам угрожают уголовной ответственностью за отказ сотрудничать — знайте, что телефонные угрозы не имеют юридической силы. Если Вам поступил подозрительный звонок, положите трубку;
– если Вам по телефону дали какое-либо поручение (в т.ч. от имени ФСБ, МВД, Прокуратуры, Следственного комитета, банка и т.д.) – не выполняйте его, а обратитесь в полицию и к своему руководству;
– если Вам позвонили от имени руководства, либо передали указание в чате – не выполняйте его до тех пор, пока не получите подтверждение от своего непосредственного начальника. Ваш руководитель не звонит лично всем работникам и не использует чат для передачи указаний.
И теперь самое-самое главное – не бойтесь прервать разговор и положить трубку, кто бы Вам не позвонил.
Расскажите об этом своим родным и близким.